Буквы, фонемы, звуки, слоги
(Cтатья Льва Штернберга)
“Буквы и звуки — это почти одно и то же, только звуки мы слышим, а буквы пишем”, — примерно так взрослые объясняют своим детям разницу между буквой и звуком.
На самом деле это пояснение неправильное. Если бы разница между буквой и звуком состояла только в "пишем/слышим", то и говорить о том не приходилось бы, ибо такая разница даже ребенку очевидна.
Главная разница между буквой и звуком состоит в другом. Звуков в человеческой речи используется очень много, тысячи звуков с разными звуковыми нюансами и оттенками. А букв в алфавите очень мало, всего 33 штуки. Это значит, что каждая буква обозначает собою не один конкретный звук, а cpазу несколько приблизительно схожих звуков. Например, если мы произносим звук К с широко раскрытыми губами, то этот звук имеет один окрас, а если мы произносим звук К с губами, вытянутыми вперед, то этот звук имеет иной окрас. Звуки имеют разный окрас - значит, это разные звуки, пусть даже и похожие.
Таким образом, получается, что звуки речи - это не только отдельно взятые буквы (33 штуки в русском алфавите), но также еще и все слоги-слияния, состоящие из согласной и гласной букв вместе. Например, звук Ка, или звук Ку, или звук Ту, или звук Тя . Именно так определяет речевые звуки любой ребенок, который читать еще не умеет. Практически каждый маленький ребенок считает, что слово "курица" начинается со звука Ку, и что этот первый звук совсем не такой, как первый звук Ка в слове "каша".
И в общем-то ребенок прав. Давным давно, когда на Земле еще не было придумано фонемо-буквенных азбук, люди так и делали: записывали разные по оттенкам звуки Ка и Ку совершенно разными знаками, ничем друг на друга не похожими. Разделить такие знаки на две "половинки" было невозможно, и потому у людей даже не появлялось идеи, что звук Ку можно на какие-то части разделить и из каких-то частей сложить.
(О преимуществах такого древнего взгляда на звуки читайте статью "Вред от развития фонематического слуха")
Несмотря на свою естественность и природосообразность, у слоговых азбук был один серьезный недостаток: они насчитывали огромное количество графем. И европейцы нашли способ упростить азбуку. Европейцы обратили внимание на то, что многие разные звуки произносятся одинаковыми речевыми органами.
Например, звуки КЪ-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ-КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ произносятся, когда щелкает задний язычок. Это движение заднего язычка и есть общий признак для всех этих звуков.
Звуки ТЪ-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ-ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ произносятся, когда язык ударяется о верхние альвеолы. Удар языка об альвеолы - общий признак для этих звуков.
Звуки •Ъ - •А - •О - •У - •Ы - •Э - •И (подробнее об этих звуках смотрите статью "Звуки не бывают гласными") произносятся, когда смыкаются мышцы гортани, а звуки ~Ъ - ~А - ~О - ~У - ~Ы - ~Э - ~И произносятся, когда поток воздуха не встречает в гортани никаких препятствий.
Так европейцы рассортировали все речевые звуки по артикуляционным признакам в разные группы, и каждую группу обозначили отдельной буквой. На латинском языке эти группы назывались "фонема", и таких групп-фонем получилось всего лишь несколько десятков - явное преимущество перед слоговыми азбуками.
Вместо тысяч разнообразных звуков получилось 30-40 приблизительных фонем
Каждая фонема условно объединяет в себе множество разных звуков, близких по своим оттенкам.
При этом все фонемы разделились на два больших класса: фонемы консонантные (по-русски мы говорим "согласные") и фонемы вокальные (по-русски - "гласные").
Консонантные фонемы показывают, какими органами речи образуется звук. Органы речи - это мышцы гортани, задний язычок, большой язык, нёбо, альвеолы, зубы, губы, щёки, носовая полость. Так как любой звук обязательно образуется какими-то речевыми органами, то и консонантная фонема обязательно присутствует в каждом звуке.
Вокальные фонемы показывают, какую округлость принимают губы, насколько опущена нижняя челюсть и насколько поджаты щёки, и какой голосовой окрас получает от этого весь звук. Так как любой звук образуется непременно при каком-то положении губ, то и вокальная фонема обязательно присутствует в каждом звуке.
Таким образом, каждый звук в Европе стал обозначаться при письме сразу двумя буквами - согласной и гласной. Гласные буквы считались не столь важными, как согласные, и потому очень часто не записывались вообще, или записывались над согласными буквами как второстепенный придаток. Такая письменность называется консонантной, и до сегодняшних дней она применяется у арабов и у израильтян.
Русская письменность в своё время тоже прошла слоговый и консонантный этапы. В древнеславянских источниках IX-XV веков можно увидеть, что огласовки записывались над согласными буквами, причем вместо безударных гласных писались гласные буквы "еръ" и "ять". Когда современные маленькие дети только-только обучаются чтению и при письме пропускают безударные гласные буквы - взрослые совершенно напрасно хватаются в ужасе за голову и кидаются исправлять ребенку фонематический слух. На самом деле ребенок всего лишь воспроизводит естественные закономерности консонантного письма, и нужно бы только порадоваться за здоровую интуицию этого ребенка.
Многие столетия и даже тысячелетия прошли с тех пор, как возникла фонемо-буквенная азбука. Сменилось много поколений, и европейцы постепенно забыли, что согласные и гласные буквы/фонемы являются всего лишь условными "половинками" от целого звука. Во всех современных российских (и европейских, и американских, и австралийских, и африканских) учебниках ошибочно рассказывается о гласных и согласных звуках, и обучение детей чтению везде начинается с совершенно неправильной теории, в которой полностью перепутаны понятия "буква", "фонема", "звук", "слог". От этого обучение чтению протекает у детей со многими трудностями. Чтобы исправить эту ситуацию, взрослые обязаны дать правильные определения основным понятиям фонетики, и исправить неправильные учебники.